нормы по расположению мусорных контейнеров в сельской местности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «нормы по расположению мусорных контейнеров в сельской местности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.

Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки

Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:

  • Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
  • Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
  • На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
  • Устанавливается сигнализация.
  • Ведется видеонаблюдение.

Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

1. Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

2. Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

3. Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

4. Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

Создайте места накопления ТКО

Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ обязал органы местного самоуправления определять схему размещения мест накопления твёрдых коммунальных отходов и вести их реестр. В реестр контейнерных площадок вносятся данные о расположении мест для сбора мусора, их технических характеристиках и собственниках площадок (ч. ч. 4, 5 ст. 13.4 № 89-ФЗ).

Правила, утверждённые ПП РФ № 1039, конкретизируют указанные нормы № 89-ФЗ и включают два важных раздела:

  • каким образом орган МСУ согласует размещение контейнерных площадок на территории населённого пункта;
  • как ведётся реестр созданных мест для накопления ТКО, и какая информация в него вносится.

Постановление содержит несколько разделов:

1.Муниципалитет согласует размещение мест сбора отходов

Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить

Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.

На основе экспертизы санэпиднадзора орган МСУ выносит решение: согласовать заявку или отказать заявителю по одной из двух причин:

  • поданная заявка не соответствует форме, утверждённой муниципалитетом;
  • указанное в заявке место нарушает правила благоустройства территории или нормы законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.

2.Орган МСУ ведёт реестр мест накопления коммунальных отходов

Когда решение о создании контейнерной площадки для сбора мусора принято, следующий шаг – включение сведений о ней в реестр мест накопления ТКО. Реестр – это база данных муниципального образования о размещённых на его территории мусорных площадках.

Он ведётся на бумаге и в электронном виде и должен быть в бесплатном открытом доступе для неограниченного круга лиц. Для этого база данных размещается на сайте муниципалитета.

В реестр мест для накопления ТКО по каждому объекту заносится следующая информация:

  • Местоположение площадки.

Указываются адрес, географические координаты, схема размещения места на карте муниципалитета в масштабе 1:2000.

  • Технические характеристики.

Фиксируются материалы покрытия, общая площадь, количество установленных контейнеров/бункеров для ТКО и их объём.

  • Сведения о собственнике места.

Для юридического лица указываются полное наименование, регистрационный номер в ЕГРЮЛ, фактический адрес. Если земля под площадку принадлежит индивидуальному предпринимателю, то в реестр заносятся фамилия, имя и отчество собственника, регистрационный номер в ЕГРИП, место жительства согласно регистрации. О частном лице фиксируются его личные и паспортные данные, место проживания и контакты.

  • Источники образования ТКО, которые складируются на площадке (сведения об объектах капитального строительства).

3.Сведения в реестр вносятся на основе заявок собственников площадок

Муниципалитет после решения о создании на своей земле площадки для сбора мусора должен в течение трёх рабочих дней внести информацию о ней в реестр. Если территория под местом накопления ТКО – частная, то собственник подаёт в орган МСУ заявление на внесение контейнерной площадки в реестр. Заявка должна быть подана по установленной муниципальными властями форме не позднее, чем через три дня после начала использования места для сбора отходов.

Орган МСУ может ответить на заявление отказом, если оно не соответствует утверждённой форме, в нём содержится недостоверная информация или создание контейнерной площадки не было ранее согласовано. На устранение нарушений и повторное обращение за внесением сведений в реестр закон даёт 30 рабочих дней. При положительном решении данные о месте сбора ТКО вносятся в реестр в течение пяти рабочих дней.

4.Схема взаимодействия УО и органа МСУ при обустройстве места для сбора отходов

ПП РФ № 1039 должен сделать процесс взаимодействия органов самоуправления и управляющих организаций по вопросам обустройства контейнерных площадок более урегулированным.

Схема работы УО по вопросам обустройства места для сбора ТКО, согласно ПП РФ № 1039, станет простой и полностью регламентированной:

  • УО подаёт в орган МСУ заявление о намерении создать площадку на территории, включённой в состав общего имущества МКД.
  • Муниципалитет выносит решение, посоветовавшись с санэпиднадзором.
  • Если размещение согласовано, УО создаёт место для сбора отходов и подаёт в орган МСУ заявку на внесение сведений о площадке в реестр.
  • В случае отказа УО устраняет нарушения, указанные в ответе муниципалитета, и начинает процедуру снова.

На каждый этап ПП РФ № 1039 отводит от трёх до тридцати дней. «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» вступило в силу с 1 января 2021 года.

Действующий основополагающий документ, в котором определены все тематические требования – это СанПиН от 10.06.2010 года.

В нем устанавливаются правила установки мусорных контейнеров возле жилых домов разной этажности, графики опустошения баков и другая информация.

Санитарные нормы регламентируются и в других документах:

  • нововведения по ФЗ №505 – законодательные нормы о стандартах хранения и утилизации ТБО;
  • СанПин от 1988 года – регулируют наименьшее расстояние от бака для нечистот до жилого помещения;
  • СНиП – определена дальность размещения отходников от частных домов в местах индивидуальной застройки.

Что такое реестр контейнерных площадок

С 2019 года на территории Российской Федерации действуют новые правила, касающиеся размещения и оборудования территорий накопления и ликвидации ТБО.

Помимо этого, Правительством РФ было принято решение о создании единого реестра контейнерных площадок. Реестр представляет собой базу данных, включающую всю информацию о каждой контейнерной площадке, размещенной в черте города.

  1. Расположение: адресные данные, географические координаты и схема размещения в масштабе на карте.
  2. Технические характеристики: материал, из которого изготовлено ограждение; занимаемая площадь, число мусорных баков.
  3. Информация о владельце территории.

Собственники предоставляют следующие данные:

  • Юридические лица, указывают название организации (полностью), регистрационные данные и фактический адрес.
  • Индивидуальные предприниматели, указывают паспортные данные, регистрационный номер и адрес проживания.
  • Физические лица предоставляют сведения о фактическом адресе проживания, контактную информацию и паспортные данные.

В реестр вносится информация об источниках возникновения отходов.

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2020 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов.

Действующим основополагающим документом, определяющим все тематические требования, является СанПиН от 10.06.2010.

Он устанавливает правила установки контейнеров для мусора возле жилых домов разной высоты, графики опорожнения резервуаров и другую информацию.

Санитарные правила регулируются и другими документами:

  • нововведений в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2012 г. 505 — законодательные нормы о стандартах хранения и утилизации твердых отходов;
  • СанПин с 1988 года: регулирует минимальное расстояние от бака для сточной воды до дома;
  • СНиП — определена удаленность размещения трудовых мигрантов от частных домов в местах индивидуальной застройки.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

ТБО из придомовых участков вывозятся по графику на заводы, перерабатывающие мусор, или полигоны, предназначенные для сбора отходов. Вывозят ТБО специализированным транспортом.

Строительные отходы отправляют на оборудованные полигоны. Мусор, который нельзя утилизировать, вывозится на специальные хранилища, где обеззараживается и подлежит захоронению (путем заглубления в грунт).

Общие требования:

  • главные объекты — многоквартирные дома и частный сектор, места для культурного отдыха, территории заводов, предприятий, организаций, парки, скверы;
  • обязательные объекты — организации здравоохранения (больницы, стационары, санатории) и пляжи;
  • места должны быть специально оборудованы, баки водонепроницаемые с крышкой;
  • число контейнеров на участках рассчитывается с учетом количества жильцов и объема мусора, собранного за определенное время.

Это понятие характеризует правовые отношения между соседями. Согласно законодательным актам, владелец участка может организовывать на своей земле любые постройки. Но, при этом, он должен учитывать безопасность окружающих людей.

Читайте также:  Покупка авто в 2023 году: как это сделать дома?

Неправильно выбранное расположение выгребной ямы может принести множество неудобств и её владельцев, и его соседям. Из самых распространенных проблем:

  1. Разрушение фундамента. Сточный резервуар не только заражает почву и воды, но и повышает уровень влажности грунта. В таком случае, фундамент начинает разрушаться по всей площади. Это чревато трещинами в стенах, деформацией строения и даже его разрушением;
  2. Неприятный запах. Многие считают, что нужно выдерживать расстояние только от фасада своего дома 20 метров, ноне от соседского. Естественно, что от резервуара будет исходить смрад, который, в первую очередь, будет мешать тем, кто живет к нему ближе. Запах не только мешает нормально жить, но и вредит здоровью;
  3. Заражение земли и снижение её урожайности. Страдают не только постройки, но и садовые насаждения. Многие плодовые деревья, декоративные растения и овощные культуры погибают от изменения химического состава почвы. Это влечет определенную материальную ответственность на обладателем выгребного резервуара.

Все описанные выше требования и нормы являются обязательными для выполнения, как частными домовладельцами, так и индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами.

Что делать, если мусорный контейнер установлен слишком близко к частному дому

Каждая ситуация с установкой накопителей ТБО, особенно имеющая конфликтный характер, должна решаться совместными усилиями администрации и жителей. Ситуации, когда жители недовольны расположением баков, обсуждаются в присутствии комиссии. Для принятия решения, которое удовлетворит всем параметрам СанПиН и не нарушит права собственников, приглашаются сотрудники всех ответственных организаций:

  • Уполномоченный на принятие решения сотрудник управляющей компании;
  • Депутат местного Совета или его официальный представитель;
  • Санитарный врач;
  • Работник коммунального хозяйства.

Удаленность мусорного бака от коттеджей, дачных домов и любых других видов малоэтажных строений определяют те же правила СанПиН, что и для городских условий, но с уточнением именно для ИЖС. В исключительных случаях, когда контейнеры необходимо переместить или поставить новые, расстояние между домом и баком допускается сократить до 9 метров.

Обращаем ваше внимание – это исключительная или временная мера, применяется только в том случае, когда другие варианты объективно отсутствуют. При этом замер удаленности контейнера от жилого строения ведется от фундамента здания.

Если есть серьёзное нарушение требований СанПиН и прав собственников жилья, следует составить заявление сразу в несколько инстанций:

  • в администрацию муниципального образования;
  • в Государственную жилищную инспекцию;
  • в Роспотребнадзор;
  • в Санэпидемстанцию.

Обращение рекомендуется продублировать с указанием в шапке всех перечисленных адресатов, а при получении официальных ответов с описанием функционального, применимого решения о переносе мусорного накопителя (или всей площадки целиком) или о назначении независимой комиссии для ревизии условий оповестить об этом представителей муниципального образования.

Если получен формальный, ничего не решающий ответ, всю исходящую и входящую документацию направляют в Прокуратуру РФ.

Также можно воспользоваться возможностью направить вопросы и обращения онлайн, через официальные сайты перечисленных инстанций. В процессе рассмотрения заявлений консультантами организаций могут быть предложены дополнительные варианты решения конфликтных ситуаций.

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.

В них входят следующие положения:

  • При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
  • СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
  • Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
  • Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
  • Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
  • Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.

Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *