Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплата по ОСАГО при обоюдной вине водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для водителя, который признан виновным в ДТП наступают неблагоприятные последствия, выраженные в возмещении материального ущерба и исполнения наказания. Иногда, когда произошедшее ДТП признается обоюдным, возникают ситуации, когда один из участников считает себя необоснованно обвиненным. Оптимальным способом восстановления законности для такого водителя становится оспаривание вины.

Что грозит участникам при «обоюдке»?

Всё то же, самое, если бы авария была обычной с одним виновником. Административная ответственность в любом случае будет грозить за допущенное нарушение Правил. А вот гражданская – как мы выяснили – будет уже частичная по степени виновности в аварии.

Давайте в удобном табличном виде взглянем на различия стандартного происшествия от ДТП с обоюдной виной.

Таблица сравнения ответственности при обычном и обоюдном ДТП
Ответственность Стандартная авария Обоюдное происшествие
Административная Постановление выпишут тому участнику, кто виновен в ДТП (например, въехал в зад впереди двигавшегося авто). Постановления выписывают всем участникам.
Гражданская, если никто не обращался в суд Причинитель вреда или его страховая компания возмещает ущерб потерпевшему. Все водители являются одновременно не только виновниками, но и отчасти потерпевшими. Поэтому частично и получают возмещения – в равных долях по количеству участников.
Гражданская, если суд установил степень обоюдной виновности Каждый потерпевший получает выплату по степени своей невиновности. К примеру, если суд установил вашу вину в 20%, то вы получите 80% от рассчитанной компенсации ущерба.

Примеры судебной практики

Судебная практика изобилует делами, в которых рассматриваются дорожно-транспортные происшествия, произошедшие по обоюдной вине.

  • В апреле 2017 года Волжским районным судом г. Самары было вынесено заключение по делу о возмещении ущерба после ДТП по обоюдной вине. Один водитель транспортного средства нарушил правила проезда перекрестков, а второй превысил установленную скорость движения. Тот водитель, который превысил скорость не согласился с обоюдной виной, при которой ответственность накладывается в равных долях и потребовал распределит вину в пропорциях 10 к 90%. Водитель, который нарушил правила проезда перекрестка, на основании заключений эксперта смог доказать в суде, что если бы второй водитель не превысил скорость, то он смог бы избежать ДТП. В результате суд оставил решение об обоюдной вине в равных долях без изменения.
  • В июле 2017 года Советским районным судом г. Тулы было вынесено заключение по следующему делу. В ДТП, которое произошло в начале 2017 года был признан водитель, не уступивший дорогу транспортному средству, которое двигалось по главной дороге. Факт, который свидетельствовал о том, что автомобиль на главной дороге двигался с существенным превышением скорости сотрудниками ГИБДД во внимание не принимался. После проведения всех страховых расчетов потерпевший обратился в суд с иском о взыскании с виновника недостающих на ремонт автомобиля средств. Однако, в суде виновник ДТП представил данные, которые свидетельствовали о превышении скорости потерпевшими, после чего суд принял решение признать ДТП, как совершенное по обоюдной вине и уменьшить сумму взыскания в два раза.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Порядок оформления аварии

Пошаговая инструкция оформления обоюдного ДТП:

  1. Заглушите двигатель, поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите световую сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки.

    В темное время суток на проезжей части или обочине необходимо быть одетым в куртку или жилет-накидку с элементами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014. (ПДД пункт 2.3.4)

  2. Позвоните в ГИБДД, сделать это можно по горячей линии.
  3. Попробуйте самостоятельно отыскать свидетелей происшествия, зафиксируйте повреждения и расположение машин на фотоаппарат, по возможности спросите у других участников движение записи с видеорегистраторов.
  4. По прибытии сотрудников ГИБДД максимально полно расскажите им о событии и проследите за тем, чтобы ваши слова были в точности занесены в протокол.
  5. Исходя из обстоятельств аварии, настаивайте на своей невиновности.

Если есть уверенность в том, что столкновение спровоцировано другим участником, то придется обращаться в суд, где необходимо будет отстаивать свою позицию.

При незначительных повреждениях автомобилей и отсутствии пострадавших можно будет составить «Европротокол» не вызывая сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда оформлением результата аварии занимается инспектор ГИБДД, необходимо ненавязчиво проследить за его работой, в особенности обратить внимание на составление следующих документов:

  1. Справка о дорожно-транспортном происшествии для каждого участника.
  2. Протокол, в котором должны быть отражены:
  • схема расположения автомобилей;
  • расстояния от отсчетных точек;
  • описание повреждений;
  • объяснения водителей, очевидцев.
  1. Постановление о правонарушении с указанием конкретной статьи КоАП РФ.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

При возникновении ДТП с обоюдной виной оба участника должны обращаться к своему страховщику, с которым был заключён договор ОСАГО.

Ранее закон позволял получить выплату как от своей страховой компании, так и от страховщика другого участника ДТП. Но сегодня эта практика недопустима, что закреплено на законодательном уровне реформой закона «Об ОСАГО».

Документы в страховую компанию должны быть поданы не позже 10 рабочих дней спустя после инцидента. После данного срока получить возмещение будет намного сложнее.

Если же страховые компании не согласны с размером возмещения, назначается специальное судебное разбирательство. Далее они будут обязаны произвести все выплаты по решению суда.

Если же указанная в судебном решении сумма не будет перечислена клиенту вовремя, на страховщика будет наложен значительный штраф.

Нормативная база и понятие обоюдной вины

Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.

По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.

Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.

С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.

В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.

Судебная практика при обоюдной вине водителей изобилует самыми разными случаями. Приведем несколько примеров.

Пример первый:

Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле, превысил допустимую скорость и врезался в задний бампер машины, двигающейся впереди. В ходе выяснения деталей происшествия выяснилось, что гр. Петров, находившийся за рулем пострадавшего авто, разговаривал по мобильному телефону без специальной гарнитуры, т. е. держал телефон в руке. Таким образом, оба водителя нарушили ПДД.

Суд в результате расследования установил, что вина гр. Петрова не могла спровоцировать конкретное ДТП, следовательно, вина за аварию полностью ложится на гр. Иванова.

Вина не была признана судом обоюдной. Поэтому гр. Петрову будет выплачено возмещение за причиненный ущерб в полном объеме.

Пример второй:

Гр. Сидоров, двигаясь на машине по автотрассе со значительным превышением скорости, врезался в стоящий на дороге автомобиль. В результате выявления обстоятельств ДТП выяснилось, что гр. Капин (водитель стоящей машины) остановил ТС из-за поломки автомобиля, но не выставил знака аварийной остановки и не включил аварийные огни.

Следовательно, в произошедшем ДТП виновны обе стороны происшествия. Гр. Сидоров превысил скорость, а гр. Капин не выполнил действия, предписанные при аварийной остановке на дороге.

Суд установил, что вина водителей в данной ситуации различной степени, причем вина гр. Сидорова гораздо выше. Если бы он двигался с допустимой скоростью, то успел бы вовремя остановиться. Суд установил степень вины: гр. Сидоров — 70%, гр. Капин —30 %.

Пример третий:

Гр. Птицын выехал на перекресток со второстепенной дороги, и затормозил, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Гр. Гришин ехал на авто по главной дороге со значительным превышением скорости. Подъезжая к перекрестку, он не успел затормозить и врезался в автомобиль гр. Птицына.

В итоге судебного разбирательства действия обоих водителей были квалифицированы как действия, непосредственно приведшие к столкновению, и установлена равнозначная степень вины (50%/50%).

Выбор вида возмещения ущерба

В начале 2017 года в ОСАГО произошли важные изменения. Начиная с конца апреля того года, появились новые варианты возмещения ущерба, если обе стороны были признаны виновными в ДТП. Речь идет о том, что вы можете вместо ремонта автомобиля принять простое возмещение ущерба в виде фиксированной денежной суммы.

Читайте также:  Взыскание долгов по ЖКХ путем получения судебного приказа в 2022 году

Ремонт сейчас все же является более популярным вариантом. Если вернуться к нашему примеру, где вина была распределена в равной степени, то при ущербе автомобилю на 100 тыс. рублей, вам нужно будет сервису выплатить лишь 50 тыс. – остальное выплатит страховая компания. С денежным возмещением все проще, но и подводные камни тоже есть. Для начала нужно помнить, что степень износа автомобиля никто еще не отменял, что определенно скажется на выплате. Более того, в зависимости от степени вины, общий размер выплаты может быть сильно занижен. Именно поэтому натуральное возмещение убытков все еще является более предпочтительным вариантом.

Кто платит за причиненный ущерб

Так как при обоюдке каждый из водителей является и пострадавшим, и потерпевшим, то все они могут получить компенсацию ущерба, но вместе с тем и обязаны возместить вред, нанесенный другим участникам. Если ответственность участников застрахована, то страховая компания по «автогражданке» возместить только ту часть ущерба, в которой виновен её страхователь.

Если же у кого-либо автовладельцев нет полиса ОСАГО, решение о возмещении вреда необходимо принять по взаимной договорённости, или добиваться возмещения через суд.

Так как по ОСАГО страхуется только гражданская ответственность владельца ТС, следовательно, платят только потерпевшему, то от определения меры вины в ДТП будет зависеть кому и сколько выплатят по «автогражданке».

Обоюдка присутствует, когда нарушения ПДД допущены всеми участниками происшествия и эти нарушения явились причиной аварии. Не каждое нарушение правил определяет виновность в ДТП. Например, пьяный водитель может соблюдать все требования и стать участником столкновения по вине другого водителя, проехавшего на красный свет. Или водитель выехал на перекрёсток и резко остановился, а двигавшийся за ним водитель, нарушив правила светофора, допустил столкновение со впереди стоящим транспортом.

ГИБДД не устанавливает виновность в ДТП, а лишь выявляет и фиксирует допущенные нарушения. В большинстве случаев документы ГИБДД являются определяющими при установлении виновности и служат основными доказательствами вины. Разбираться в каждой ситуации придётся индивидуально и, скорее всего, в суде.

Возмещение ущерба при ДТП с обоюдноюдной виной

Внимание
Часть 12 статьи 22 40-ФЗ позволяет гражданам рассчитывать на выплаты в случае наличия совместной ответственности за ДТП. Страховые компании производят возмещение участникам аварии в равных долях, если суд не смог определить степень их вины. При этом организации всегда должны руководствоваться решением только судебного органа.

Если устанавливается конкретная степень вины участников ДТП, то страховщики производят возмещение в соответствующей пропорциональной доле. ГК РФ в ч. 2 статьи 1083 предусматривает возможность снижения размера выплат участниками ДТП потерпевшим, если со стороны последнего имелась грубая неосторожность.

Отдельные нюансы предусмотрены для выплат по разным типам страхования — ОСАГО и КАСКО.

Выплаты по КАСКО при наличии совместной вины

Особенность данного вида страхования в том, что его тарифы не регулируются со стороны ЦБ РФ. Условия по КАСКО устанавливаются самими компаниями. Все зависит от договора с конкретным водителем. Если имеет место ДТП, при выяснении причин которого была установлена обоюдная вина, то страховщик выплатит страхователю всю сумму.

Получить полное возмещение по КАСКО возможно только в случае, если компания признает ДТП страховым случаем. При этом вина водителя в происшествии не является главным условием. Этот факт не учитывает при начислении выплат по КАСКО.

Основания, по которым страховщик не соглашается на возмещение клиентам, должны обязательно прописываться в договоре. Его отдельные положения водитель может оспаривать в суде в случае несогласия с отказом в выплатах.

Определение обоюдной вины

Обоюдная вина при ДТП – термин во многом спорный и не имеющий четкого определения, которое было бы закреплено в Гражданском или Административном кодексах. Однако, как показывает практика, сотрудники ГИБДД и страховые компании часто используют данную форму вины при оценке аварийной ситуации. Итак, исходя из судебной практики, обоюдная вина в аварии – это такой результат происшествия, при котором каждый его участник тем или иным образом нарушил ПДД и подлежит привлечению к юридической ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Читайте также:  До скольки продают алкоголь в Орле? И до скольких можно купить

Но, необходимо знать, что как таковое нарушение ПДД участником дорожного движения, который попал в ДТП, не является прямым основанием для признания обоюдной вины. Так, согласно параграфа 2 ГК РФ возмещение вреда происходит пропорционально степени виновности участников. Другими словами, если нарушение к свершившемуся дорожно-транспортному происшествию не имеет отношения, то и вина не признается обоюдной. К примеру:

  • ДТП произошло из-за того, что один из водителей проехал перекресток на запрещающий сигнал. При этом второй водитель не имел право управлять транспортным средством. На лицо нарушение правил со стороны обоих. Виновным в аварии будет признан первый водитель, так как именно его нарушение стало непосредственной причиной происшествия.
  • ДТП произошло из-за того, что один водитель выехал на перекресток со второстепенной дороги, и остановился для того, чтобы пропустить людей на пешеходном переходе. Однако, тот, кто ехал по главной дороге существенно превысил скорость движения и подъезжая к перекрестку, не успел затормозить врезался в первого. В таком случае действия обоих водителей могут квалифицироваться как действия, которые непосредственно привели к столкновению.

Как нужно оформлять ДТП при обоюдке

Стандартная процедура оформления ДТП характерна и для происшествия, в котором виновны оба водителя.

Если авария уже произошла, то лишние нервы уже ни к чему.

Необходимо сосредоточиться и правильно выполнять те ПДД, которые предусмотрены при аварии:

  • Остановите транспортное средство и не перемещайте его с места происшествия.
  • Обозначьте ситуацию аварийной сигнализацией и аварийным знаком, выставленным у машины. По правилам, данный знак устанавливается не ближе 15 м от автомобиля, если ДТП произошло в пределах населенного пункта. Если авария за пределами населенного пункта, то знак должен стоять в пределах 30 м от авто.

С какой целью выставляется аварийный знак?

Он является предупреждением для других участников дорожного движения о том, что на их пути находится неподвижная преграда.

Если вы не выставили аварийный знак, будьте готовы к выплате штрафа, так как ваше невыполнение ПДД является нарушением закона (п. 1 ст. 12.27 КоАП РФ).

Размер штрафа на сегодняшний день составляет 1 тысячу рублей.

  • Не подбирайте осколки, обломки или другие детали, которые отвалились от машины в результате ДТП;
  • Самое главное правило о котором необходимо вспоминать в первую очередь – первая медицинская помощь пострадавшим. Если таковые есть следует вызвать скорую помощь;
  • Сообщите об инциденте сотрудникам ГИБДД;
  • Соберите всю возможную информацию о втором участнике событий: личные данные, водительское удостоверение, техпаспорт, реквизиты страхового полиса ОСАГО, название страховой компании, прочее. Неплохо было бы сделать фотографии с места аварии;
  • Сообщите в свою страховую компанию о страховом случае и уточните, что виновны оба участника столкновения. Также сообщается дата, время, место и обстоятельства ДТП. Поинтересуйтесь у страховщиков, как вам нужно действовать дальше. В некоторых случаях на место аварии выезжает представитель страховой компании.
  • Если есть такая возможность – подготовьте фото и видео материалы с места аварии.

В данном случае понадобятся:

  • фото авто участников аварии во всех ракурсах, особенно важно их расположение относительно друг друга с учетом дорожной инфраструктуры, то есть, разметки дорожного полотна, расположения дорожных знаков, светофоров, различных указателей, прочее. Кроме этого, важна привязка к местности (улицы, магазины, дома прочее);
  • обязательно сделайте фото так, чтобы были видны номера автомобилей;
  • сфотографируйте обломки или оторвавшиеся детали машин, находящиеся на дороге или вне дорожного полотна;
  • сделайте фото тормозных путей обеих машин;
  • сфотографируйте общий план места ДТП.
  • Общими усилиями составьте схему аварии и подпишите ее.
  • В том случае, если ваши машины мешают проезду другого автотранспорта, освободите проезжую часть. Перемещать ТС, участвовавшее в ДТП, можно только после составления схемы, фото и видеосъемки;
  • Найдите лиц, которые являются свидетелями произошедшего. Узнайте их личные данные, возьмите номера контактных телефонов. Если есть такая возможность, попросите их дать свидетельские показания сотрудникам ГИБДД или полиции. Попросите их присутствовать в судебном процессе.Важно! Собирайте сведения об очевидцах аварии как можно быстрее, чтобы у вас было больше информации для суда;
  • Подождите сотрудников ГИБДД или полиции. Участвуйте в процедуре оформления ДТП и сборе свидетельских показаний.

Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то никто вас не оштрафует за нарушение правил дорожного движения, которые необходимо выполнять после аварии. Эти же действия являются обязательными по условиям договора страхования по ОСАГО.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *