Ответственность государственных служащих.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность государственных служащих.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае нарушения правил внутреннего трудового (служебного) распорядка, несоблюдения служебной дисциплины государственные и муниципальные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих: основания и порядок привлечения в 2021 году

Главная / Трудовое право / Ответственность / Дисциплинарная

Назад

Опубликовано: 04.06.2016

  • Время на чтение: 9 мин
  • 4968

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Административная и уголовная ответственность государственных служащих

Административная ответственность характерна для должностного лица в случае, когда он совершает административное правонарушение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Подобный вид ответственности определен тем (Ю. Н. Старилов), что основание для привлечения должностного лица к этому типу ответственности представлено совершением им административного правонарушения, которое связано с несоблюдением правил. По этой причине проявляется проблема двойной ответственности за одно и то же нарушение, что предусматривает дисциплинарный и административный порядок. Здесь проявляется и вопрос реальной общественной реакции на правонарушение, поскольку действием (бездействием) служащих в качестве должностных лиц может быть причинен такой убыток обществу (например, использование радиоактивных отходов и загрязнение природы, который они не в состоянии компенсировать. Здесь проявляется и проблема ответственности государственных органов, в которых трудятся виновные лица. Перед лицом убытков для общества возникает проблема допуска некоторых лиц к определенной государственной службе, учета их правонарушений, измерения качеств работника и риска для общества с выполнением его должностных обязанностей, средствами дублирующего контроля и резерва опасных участков.

Замечание 6

Если юридическому лицу назначено административное наказание, то это не освобождает от административной ответственности за рассматриваемое правонарушение виновного работника (физическое лицо). Наравне с эти и привлечение к уголовной или административной ответственности работника не освобождает юридическое лицо от подобной ответственности за это правонарушение.

Административная ответственность госслужащих обладает выгодными чертами, если сравнивать ее с дисциплинарной. Это проявляется в том, что она является внешней по отношению к органу, в котором служит работник. Помимо этого, ее сопровождают материальные убытки для нарушителей в форме штрафов в качестве преобладающего типа административного наказания. Также келейно и ведомственно степень административной ответственности фиксируется (должна быть зафиксирована) в государственных органах, поскольку для нее характерен рецидив. Если же в течение года повторно совершен аналогичный административный проступок, то нарушители несут более высокую степень административной ответственности (даже часто уголовную). Это проявляется, когда учет совершенных административных правонарушений правильно налажен.

Уголовная ответственность государственных служащих представляет собой самую тяжелую меру ответственности в законодательстве нашей страны. Это обусловлено тем, что в большом числе своих составов такая ответственность предусматривает большой размер штрафов, лишение свободы. При этом ее исполнение оставляет порочащий след для лиц в виде судимости, которая иногда накладывает ограничения для лица использовать некоторые свои права.

Самое распространенное преступление — это «злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ).

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

За нарушение дисциплины труда работодатель вправе применять следующие дисциплинарные взыскания:

 V замечание;
---------------------------------------------------------------------
V выговор;
---------------------------------------------------------------------
V увольнение по соответствующим основаниям.

Этот перечень является исчерпывающим. Но к работникам отдельных категорий в силу специфики их трудовой деятельности ст. ст. 189 и 192 ТК РФ позволяют применять другие виды дисциплинарной ответственности. Они установлены иными федеральными законами, уставами или положениями. К одной из таких категорий работников относятся государственные служащие.

Наиболее жесткие требования по соблюдению дисциплины установлены для военнослужащих.

Прежде всего отметим, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, в отличие от других госслужащих. Поэтому при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности следует руководствоваться Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ (далее — ДУ ВС РФ).

В силу ст. 28.2 Закона N 76-ФЗ военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое по законодательству РФ не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Федеральная военная служба

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях .

См.: ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

При рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих важным является положение ст. 11 ТК РФ, определяющей, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Таким образом, если, рассматривая привлечение к дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной гражданской или правоохранительной службе, мы руководствуемся положениями ТК РФ и ведем речь о специальной дисциплинарной ответственности, то в случае привлечения к дисциплинарной ответственности граждан, имеющих статус военнослужащего, руководствуемся уже Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее — Закон о статусе) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ).

Дисциплинарные взыскания как меры дисциплинарной ответственности гражданских служащих

В XVII-XVIII вв. наиболее значительными петровскими юридическими актами, определившими правила поведения служащих были уже названные ранее «Генеральный регламент» (1720 г.), «Табель о рангах всех чинов…» (1722 г.), а также «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное» (1714 г.), «О безволокитном и правом вершении дел»2 (1719 г.) и др.

В XVIII-XIX вв. нормативно-правовое регулирование служебного и морального поведения служащих получило дальнейшее развитие в законодательных актах субъектов верховной власти, Государственного Совета, Сената, Комитета министров, таких как Закон «О существенных обязанностях всех чиновников при исправлении должностей своих»3 (1765 г.), «Устав о службе гражданской по определению от Правительства» (1832 г.) и т. д.

«В процессе формирования должного морального поведения служащих правительство придавало большое значение выработке служебной ответственности. В основу нравственной ответственности чиновников ставились принятые в обществе и государстве нормы, которые делали государственного служащего по убеждению ответственным за решение политических, хозяйственных, социальных и других задач государства»4. Правящие круги исходили из того, что ответственность должна быть внутренним императивом поведения служащих при исполнении их обязанностей. Уже Генеральный регламент Петра I 1720 г. ориентировал чиновников на ответственное отношение к должностным поручениям. В Указе об основных обязанностях служащих (1765 г.), подписанном Екатериной II, чиновникам предписывалось относиться к исполнению дел по должности ответственно, «ревностно» и «усердно», «никому не отступать от… требований к должностям», не допускать «пренеб 1 См.: ПСЗ РИ-1. Т. 5, № 2871 .

Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика : учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И. Турчинова. М. : Изд-во РАГС; Статут, 2006. С. 233. режения» государственными интересами, «порученные дела почитать за предмет чести и обязательство свое перед Отечеством», «исполнять все дела без отлагательства с полной мерой собственных сил и способностей» .

Ответственность как принцип морального поведения служащих включена в Устав о службе гражданской по определению от Правительства2 (1832 г.). Безответственное отношение к делу вместе с «леностью», «нерадением» и «неприлежностью» оценивалось как нарушение «долга присяги» и «главнейшая» провинность чиновников. В Уставе перечислены основные качества и обязанности, которыми должны обладать государственные служащие, а именно: «здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность службе Его Императорского Величества, усердие к общему добру, радение о должности, честность, бескорыстие, воздержание от взяток, правый и равный суд всякому состоянию, покровительство невинному и скорбящему»3.

«От ответственности не освобождались начальствующие лица высших табельных классов. В Манифест Александра I от 25 июня 1811 г. «Общее учреждение министерств»4 была включена особая ст. 5 «Об ответственности министров». Она содержала «Предметы ответственности», «Порядок ответственности» и «Последствия ответственности». Согласно этой статье привлечение министра к ответственности было возможно в следующих случаях: «когда министр, превысив пределы своей власти, постановит что-либо в отмену существующих законов, уставов или учреждений» или предпишет меры, требующие нового закона; «когда министр, оставив власть, ему данную,

Служебные причины и виды ответственности губернаторов были установлены и самым подробным образом детализированы в «Общем наказе гра-жданским губернаторам» , утвержденном Николаем I 3 июня 1837 г. В соответствии с этим документом губернаторы подвергались ответственности: 1) за неисполнение или неточное исполнение Высочайших повелений и указов Правительства; 2) допущение важных беспорядков и злоупотреблений в губернии; 3) непринятие должных усилий по пресечению взяточничества подчиненных ему лиц и личную сопричастность к такого рода преступлению; 4) превышение своих полномочий; 5) неоднократное злоупотребление властью и др. В соответствии с 325 «Наказа» «во всех случаях… гражданские губернаторы подвергаются ответственности и замечаниям, выговорам или иным взысканиям или же суду и удалению от должностей»3.

В условиях чиновнического государства, механизм становления морального поведения государственных служащих включал в себя такой элемент, как подробнейшая разработка списка нарушений моральных норм и должностного регламента, следствием которых было бы неминуемое наказание чиновника. В базовых законодательных документах, содержащих положения о государственной службе, в Генеральном регламенте, Уставе о гражданской службе, Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и других актах перечислялись правила, отступления от которых влекли за собой соответствующие санкции. Так, в соответствии с Генеральным регламентом 1720 г. чиновников подвергали взысканиям за следующие нарушения правил службы: См.: Там же. стоянии дела и некоторые предложения… с умыслу удержит или весьма утаит, и полученный указ в действие не произведет; в) или кто протоколы и другие документы переправит фальшиво… г) когда кто постороннему, кому не надлежит, тайности коллежские сообщит, резолюции прежде времени объявит… д) или кто по дружбе, или по вражде, или из взятков… пренебрежет делом, которое ему чинить надлежало»1. За «преступления» такого рода чиновники подвергались либо крупному штрафу, либо лишению чина, либо конфискации имения, либо ссылке на галеры, либо смертной казни в зависимости от степени правонарушения и его аморальности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Дисциплинарная ответственностьпредставляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Она характеризуется следующим и признаками:

  • основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;
  • за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;
  • дисциплинарная ответственность применяется только в порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Выделяют два вида дисциплинарной ответственности:

Выделяются следующие специфические черты ответственности государственных служащих:

  • повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются, как правило, за пределами должности;
  • наличие специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);
  • привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствую­щую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной.

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»основанием привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка.

Юридическая ответственность государственного служащего означает его обязанность претерпеть определенные лишения личного, имущественного или организационного характера за совершенное правонарушение.

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, уголовной или материальной.

Дисциплинарная ответственность– вид юридической ответственности, наступающей за нарушение служебной дисциплины, обязанность государственных служащих претерпеть негативные последствия за совершение дисциплинарного проступка. Нормативными основаниями дисциплинарной ответственности служат ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; дисциплинарные уставы и положения; иные нормативные правовые акты. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных служащих согласно ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14): замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы.

По дисциплинарным уставам, положениям о службе- например МВД(, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, )

По правилам внутреннего трудового распорядкамогут быть объявлены замечание, выговор, строгий выговор, осуществлены перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или на нижестоящую должность на тот же срок, увольнение.

Дисциплинарная ответственность– применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим, в порядке служебной подчиненности, за виновные нарушения правил государственной службы.

Основные признаки дисциплинарной ответственности:

1. дисциплинарная ответственность — особый вид юридической ответственности;

2. для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;

3. дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;

4. состоит в применении карательных санкций — дисциплинарных взысканий;

5. дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;

6. урегулирована нормами административного права.

2 вида дисциплинарной ответственности:

1. Общая дисциплинарная ответственность гражданских служащих– регулируется ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение);

2. Специальная дисциплинарная ответственность негражданских (милитаризированных) служащих– регулируется специальными нормами в законах уставами или положениями о дисциплине (Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.

2) Дисциплинарная ответственность военнослужащих

Административная ответственностьгосударственных служащих наступает за совершение административных проступков. Некоторые категории государственных служащих обладают иммунитетом и не подлежат административной ответственности (судьи, депутаты и др.). Для определенных категорий государственных служащих существует особый порядок привлечения к административной ответственности (служащие, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов).

Порядок наложения дисциплинарного взыскания

Для того чтобы решение работодателя об увольнении сотрудника действительно являлось правомерным, директором должна быть соблюдена процедура наложения дисциплинарного взыскания. В соответствии с установленными правилами она должна включать в себя следующие этапы:

  1. Фиксирование факта совершения того или иного нарушения подчиненным. Для этого работодателем может быть использован такой документ, как внутренний акт, созданный во время проведения расследования. Необходимо помнить, что составление такого документа обязательно нужно осуществлять в присутствии хотя бы двух других сотрудников, которые смогут выступить в роли независимых свидетелей.
  2. Отправку сотруднику официальной письменной просьбы относительно предоставления объяснений по поводу совершенного нарушения. Данный этап никогда нельзя пропускать. Действующие законодательные нормы для дополнительной защиты прав сотрудников устанавливают, что работодатель должен дать подчиненному полноценную возможность объяснить собственное поведение. Вполне возможно, что сотрудник представит информацию относительно наличия особых условий, которые вынудили поступить его именно так.
  3. Проведение внутреннего расследования. Для этого работодателем принимается решение о создании специальной комиссии. В ее обязанности будет входить установление всех важных фактов произошедшего. Внутреннее расследование может длиться несколько дней. По окончании данного периода времени ее членами составляется официальное заключение, в котором указываются все полученные выводы.
  4. Оценку степени серьезности совершенного подчиненным проступка. После получения официального заключения от комиссии директору организации необходимо тщательно изучить документ и сделать соответствующие выводы. Максимально объективная оценка произошедшего необходима для того, чтобы руководитель мог вынести действительно справедливое решение и установить заслуженное наказание. Решение о том, какая именно мера ответственности будет применена к конкретному сотруднику, принимается работодателем самостоятельно. Однако здесь ему необходимо будет помнить о том, что одностороннее увольнение сотрудника можно произвести лишь по тем основаниям, которые были установлены в официальном порядке законодательными нормами.
  5. Применение назначенного в отношении сотрудника наказания. Порядок данной процедуры напрямую будет зависеть от того, какая именно мера ответственности была выбрана работодателем. Если она заключается в замечании или выговоре, уполномоченным лицом создается приказ и соответствующий акт. В данных документах указываются все важные сведения, включая и основание, по которому было назначено соответствующее наказание. Если же речь идет об увольнении, работодателем должен быть создан отдельный приказ о расторжении ранее заключенного трудового соглашения. Помимо этого, в последний рабочий день с уволенным сотрудником необходимо будет провести полный расчет, с выплатой положенных ему компенсаций.

Служебная дисциплина на государственной гражданской службе

Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:

  • исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
  • бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.

Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.

Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).

Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

Федеральная военная служба

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях .

См.: ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

При рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности военнослужащих важным является положение ст. 11 ТК РФ, определяющей, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Таким образом, если, рассматривая привлечение к дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной гражданской или правоохранительной службе, мы руководствуемся положениями ТК РФ и ведем речь о специальной дисциплинарной ответственности, то в случае привлечения к дисциплинарной ответственности граждан, имеющих статус военнослужащего, руководствуемся уже Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее — Закон о статусе) и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ).

Административная и дисциплинарная ответственность государственного служащего – отличия

Государственный гражданский служащий как и гражданин отвечает перед законом за деяние административного характера. Наказания за проступки данного характера прописаны в КоАП РФ. Так же в КоАП есть статья 2.4 предусмотренная для государственных служащих совершивших административное нарушение. Законом строго разграничивается ответственность административная и дисциплинарная.

Рассмотрим их отличия:

  • Государственный служащий привлекается к дисциплинарному наказанию в порядке служебной подчиненности, исполнение осуществляется исполнительной властью, назначенной Президентом Российской Федерации или судами;
  • Административная ответственность имеет несколько иные меры воздействия на нарушителя нежели дисциплинарная: предупреждение, пресечение, взыскание.

Распространение административной ответственности происходит не только на должностных лиц и граждан, но и на учреждения, организации и предприятия.

Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности

Несение государственной службы в нашей стране осуществляется на основании главного законодательного акта, а именно – ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ». Именно в этом нормативно-правовом акте содержится основная информация относительно таких важных вопросов, как: существующие чины гражданской службы, основные права и обязанности, которые могут быть возложены на таких сотрудников, основания для прекращения службы и т.д.

Помимо этого, в вышеуказанном акте присутствуют сведения и относительно различных видов дисциплинарных взысканий, которые могут быть установлены в отношении государственных работников. В соответствии с существующими правилами таких форм наказаний всего три – замечание, выговор и увольнение. Еще несколько лет назад в данный список входила и еще одна разновидность дисциплинарной ответственности – предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако в 2013 году эта мера была исключена из существовавшего перечня.

Снятие дисциплинарного взыскания

Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:

  • исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
  • соблюдение служебного распорядка государственного органа;
  • поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
  • бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
  • соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.

Порядок привлечения к ответственности

Привлечение госслужащего к ответственности начинается с выявления факта совершенного проступка и происходит в следующем порядке:

  1. По факту совершения проступка составляется служебная записка на имя руководителя государственного учреждения с указанием возможных виновных лиц.
  2. С обвиняемых в проступке госслужащих затребуют объяснительные записки.
  3. Руководитель подразделения инициирует проведение служебной проверки.
  4. По результатам проверки выносится заключение.
  5. Составляется акт о применении взыскания.
  6. Копия акта вручается совершившему проступок госслужащему под подпись.

При отказе обвиняемых предоставить объяснительные в течение двух дней составляется акт, после чего начинается служебная проверка, на которую отводится 30 дней. К проверке привлекаются:

  • кадровая служба;
  • юридическая служба;
  • представители профкома.

В ходе служебной проверки необходимо установить:

  • факт совершения проступка;
  • наличие вины госслужащего;
  • причины и мотивы проступка;
  • степень ущерба или вреда, причиненного проступком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *